Password:
2012-10-04 В волшебном мире красок
Версия для слабовидящих

В волшебном мире красок

Каждый ребёнок рождается творцом. Он любит лепить куличики из песка, развозить грязь в луже, месить краски. Именно этой страсти преподаватель Детской художественной школы им. О.Н. Ряшенцева Людмила Николаевна Ремыга стремится придать определённую форму. Об искусстве и педагогике мы поговорили с ней в преддверии Дня учителя.

Её родители приехали в Пущино в 1968 году, работали в СКБ БП АН СССР. В 1970 году Людмила пошла в школу № 2, которую окончила в 1980 году. Уже в то время у неё появилась желание рисовать, но серьёзно увлекаться этим она стала позже. «Рисовать я любила всегда, но когда училась, художественной школы ещё не было. После десятилетки окончила Тарусское художественное училище по специальности «резчик по дереву». Проработала в Институте фотосинтеза и почвоведения художником с 1984 по 1998 год. Когда не было компьютеров, работы художнику было очень много: наглядная агитация, оформление праздников, научные стенды, доклады, рисунки к статьям, – всё делалось вручную, тушью. Оформление института, выставок ложилось на плечи художника. Но вскоре компьютеры заполнили эту нишу. Наглядность стало готовить намного проще». Во время работы в институте Людмила получила свой первый педагогический опыт. С 1988 по 1990 годы она преподавала, а затем и руководила детской студией изобразительного искусства в Доме учёных.

ИСКУССТВО ПРЕПОДАВАНИЯ

Почувствовав, что педагогика ей близка, в 1998 году Ремыга устроилась в среднюю школу № 1 учителем ИЗО начальных классов. Параллельно работала в художественной школе, основанной в 1981 году, которая тогда находилась в 4-комнатной квартире 32 «В». «Опыта преподавания было ещё мало, программ тоже не было, места. Керамикой занимались в страшном подвале. Всё начиналось маленькими шажками. К счастью, обучение велось в основном на базе образовательных учреждений. Это стало хорошей традицией. Мы до сих пор преподаём изобразительное искусство начальным классам на базе образовательных учреждений. Со 2-го класса детей уже водят в ДХШ. Самые благодарные ученики – маленькие. Им всё нравится, горизонтов фантазии нет. Занятия у них идут по 25 минут, уроки – сдвоенные. Мы знакомим учеников с различными материалами художника. Вначале малыши ещё неловкие, однако к концу первого класса уже видно, кто заинтересован, кто просто приходит пообщаться. Многие отсеиваются в связи с увеличением нагрузки. Происходит разделение приоритетов: кто-то уходит в спорт, кто-то остаётся у нас. Основная группа формируется уже к пятому классу. Они и заканчивают школу», – рассказывает Людмила Ремыга. С 1998 года Детская художественная школа перешла на 8-летнее обучение с 6–7 лет. Ребят, которые выбирают для себя это направление, преподаватели учат форме, цвету, композиции, рисунку, живописи, скульптуре, истории искусств. При этом ученик должен будет развивать свои способности, видение мира и собственную индивидуальность. Для этого его нужно правильно смотивировать. «Мотивация – самое главное. Если ребёнок не понимает, зачем он это делает, он просто отсидит положенные часы, сделает что-то скучное и недовольный уйдёт. Поэтому правильно мотивировать ребёнка на выполнение каждого задания – главная задача на любом предмете. У ребёнка фантазия бьёт ключом, мы из этой фантазии берём зерно и облачаем в определённую форму, и получаются необыкновенные персонажи», – акцентирует Людмила Ремыга. Когда педагог находит подход к ученику, тут и проявляется его мастерство: учитель одновременно и художник, и методист, и психолог. Так, папье-маше требует очень много усердия и сосредоточенности от юного творца. Одним не нравится клей, другим – монотонный процесс оклеивания каркаса фигуры. «В таких случаях мы заостряем их внимание на эмоциональной стороне, представляем, что в его изделии отражено его любимое домашнее животное – поглаживаем его, приговариваем: «Ты мой любимый, ты мой хороший, ты будешь самый замечательный». Или в первых классах лепим тарелочки из папье-маше – мы рассказываем о них, придумываем истории», – делится Людмила Ремыга. Процесс творчества – смешение красок, нанесение мазков – доставляет огромное удовольствие ребятам, ведь они начинают смотреть на всё подругому, различают богатство оттенков и форм, видят мир в целом и деталях. Разглядеть, понять, как получаются различные цвета, помогают преподаватели художественной школы. Однако без помощи и участия родных их труд может не найти отклика в душе ребёнка, ведь первый зритель и ценитель его творчества – это родитель. «Очень важно участие родителей. Если они не интересуются, чем заняты их чада, то дети «опускают крылья», – обращается Людмила к папам и мамам. Людмила Ремыга преподаёт в художественной школе им. О.Н. Ряшенцева уже 14 лет. Её выпускники оканчивают сейчас средние общеобразовательные учреждения, собираются получать творческую профессию. Многие из них являются победителями зональных и региональных выставок, таких как «Волшебная бумага», где воспитанники школы заняли первое и второе призовые места. В прошлом году две ученицы Людмилы стали стипендиатами премии губернатора МО – Вика Квитко и Аня Казакова.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Для того, чтобы показать ребятам, как правильно выполнить работу, как учитель должен подать это ученику, необходимы разработанные методики, проверенные многолетним опытом. Их подборкой занимается методист. Третий год подряд Людмила совмещает работу преподавателя с этой должностью: «Сейчас возрас тают требования к преподавателям, необходимо описывать свои уроки, готовить конспекты. Вся работа учителя нацелена на детей. Для этого существует методический фонд, который мы недавно стали формировать. Вся наша наглядность – муляжи, чучела, гипсовые формы, работы для выставок – приводится в порядок, по папкам, по возрастам разложены методики, они каталогизируются. Выделен специальный кабинет. Ещё одна часть методической работы – обмен опытом. Мы посещаем курсы раз в пять лет, ездим на открытые уроки в Серпухов, Электросталь. Это очень трудно, порой приходится отменять занятия, но необходимо, потому что обогащает преподавательский опыт».

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ–ХУДОЖНИК

Людмила также реализует себя как художник. Она регулярно участвует в выставках пущинских художников, где демонстрирует свои успехи в графических зарисовках, сюжетных композициях, акварельных пейзажах. «В процессе изображения ты не можешь нарисовать то, чего не знаешь. Ты больше познаешь окружающий мир. Если рисуешь собаку, то должен знать про неё. Так же про дерево, про цветок. Художник должен быть ботаником, биологом, понимать анатомию. Поэтому я считаю, что попробовать себя в искусстве просто необходимо, ведь при этом ты становишься творчески богатым человеком, начинаешь видеть мир другими глазами», – поясняет Людмила. Когда малыш рисует, происходит удивительный процесс. И чем дальше, тем сложнее. Он выступает как творец, начинает дело и доводит до конца. Разыгрываются битвы в мышлении, в проявлении, во всём, творчество дарует мудрость. И через это человек растёт, духовно вызревает, потому что все проблемы завязаны между собой. Он не просто развлекается перед телевизором, а занимается серьёзным делом. Это и есть художественная школа в понимании Людмилы Ремыги, педагога высшей категории.

Мария ВАСИЛЬЧИКОВА
(газета "Пущинская Среда" №879 2012-10-04)

        142290, Московская обл., г. Пущино, мкр. «АБ», д.21а  |  +7(496-7)73-08-98  |  artschool.psn@gmail.com 
         artschool.itaec.ru  | vk.com/artschoolpsn |  МБУДО "ДХШ им. О.Н. Ряшенцева"