Password:
2011-10 Палитра прекрасного
Версия для слабовидящих

Много лет трудится Галина Романихина в детской художественной школе города Пущино. Сколько мальчиков и девочек научились изображать прекрасное на бумаге и холсте благодаря этому преподавателю, трудно сосчитать. Некоторые пошли по её стопам и сегодня помогают раскрывать таланты подрастающему поколению.

ХОЛОДНОЕ И ТЁПЛОЕ. Большое светлое помещение, вдоль стены на столиках расставлены осенние натюрморты: фрукты, овощи, цветы в вазах и ещё много другого. И всё - на фоне атласных и шёлковых драпировок. Вроде бы ничего мудрёного - расставь как-то предметы и рисуй. Но такая простота кажущаяся. Художник должен видеть красоту не только в отдельном яблочке или букете астр, но, самое главное, в композиции. Это целая наука, сложная и тонкая - как компоновать разные, порой, казалось бы, несовместимые вещи, объединить их какой-то идеей. Всему этому учит Галина Ивановна своих учеников на занятиях по живописи и станковой композиции. Подростки сидят за мольбертами, внимательно подбирают цвета, смешивая разные краски, и переносят увиденное на большой лист бумаги. Обрати внимание, - подходит Галина Ивановна к одной из учениц, - у тебя все цвета тёплые. Добавь холодного в хризантемы, и картина заиграет. Со стороны может показаться странным такое замечание. «Зачем добавлять холодный цвет к тёплому?» - я спрашиваю об этом преподавателя. - Это одно из самых важных правил живописи – сочетание тёплых и холодных оттенков, - поясняет Галина Ивановна. - Согласно другому правилу, хорошо смотрятся рядом взаимодополняющие цвета, они как бы «вытягивают» друг друга: фиолетовый и жёлтый, зелёный и розовый. Поэтому иногда художнику можно присочинить: добавить на своё усмотрение в картину те цвета, которые сделают её явно лучше. Девочка, рисовавшая цветы, аккуратно провела кисточкой по картине: добавила голубого, и, действительно, тёплый по цветовой гамме натюрморт словно «зазвучал». За столом дети помладше рисуют сказки. Тоже сочиняют, кому как подскажет воображение. - Интересно нарисовано, но скучно, - говорит Галина Ивановна белокурому мальчику. - Живописности не хватает. Ребёнок задумался над тем, что же нужно его персонажам. Как пояснила преподаватель, под живописностью подразумевается богатство палитры. К примеру, при изображении дерева недостаточно одного оттенка зелёного, в какие-то места следует обязательно добавить жёлтого, в другие - синего, красного. Но накладывать эти цвета нужно осторожно, чтобы не получились кричащие контрасты. Вот такая сложная наука - искусство.

С ПЕРВОГО КЛАССА. В следующем году Галине Ивановне Романихиной исполняется 70лет. Несмотря на такой «большой юбилей», она полна энергии и большого желания трудиться дальше. Признаётся, что только рядом с детьми чувствует себя хорошо, забывает о возрастных болезнях. Она тонко чувствует неповторимость внутреннего мира каждого ребёнка, старается с каждым найти общий язык. Бывает, когда ученики расшалятся, она повышает голос на них. Но дети её не боятся, говорят, что даже когда их преподаватель «строжится», глаза его остаются добрыми.
Детство Галины Ивановны было куда более трудным, чем у нынешних ребят. Родилась она в военный 1942 год на хуторе Крутой Цимлянского района Ростовской области. Через десять лет это место оказал ось под водой - после строительства гидроэлектростанции, а жители населённого пункта переехали на возвышенность неподалёку. Интерес к профессии художника у Галины Ивановны появился в старших классах, при посещении изостудии. Затем были учёба в художественном училище города Ростова-на-Дону и в престижном МВХПУ (бывшее Строгановское) — на факультете художественного конструирования. В подмосковный наукоград Пущино Галина Романихина попала по распределению - художником-конструктором в СКВ «Приборостроение». Затем много лет работала художником-монументалистом в художественных мастерских города Подольска. Так и продолжала бы творить в этих мастерских, если бы не приглашение возглавить детскую художественную школу в Пущино. Находясь на посту директора, Галина Ивановна сделала важное преобразование - перевела своё учреждение из стандартной «четырехлетки» (каковыми являются практически все художественные школы Подмосковья) на восьмилетнюю систему обучения. И если раньше в Пущино дети начинали заниматься живописью и другими предметами эстетического направления в десять лет, то теперь — с первого класса. Галина Романихина вела занятия, причём на общественных началах, даже в детских садах, объясняла воспитателям, как нужно учить детей рисованию. Достигнув пенсионного возраста, Галина Ивановна передала руководство художественной школой молодому учителю - Константину Николаевичу Чемерису. Он поддержал начинание опытного педагога: школа по-прежнему остаётся восьмилетней. И Чемерис возглавляет её. А Галина Ивановна продолжила свою деятельность в качестве преподавателя. Хочется верить, что опытный педагог, воспитанный на классических традициях, ещё долго будет передавать свои знания подрастающему поколению.

Фирюза ЯНЧИЛИНА

(журнал «Подмосковье» № 10 (70) 2011-10)

        142290, Московская обл., г. Пущино, мкр. «АБ», д.21а  |  +7(496-7)73-08-98  |  artschool.psn@gmail.com 
         artschool.itaec.ru  | vk.com/artschoolpsn |  МБУДО "ДХШ им. О.Н. Ряшенцева"