Password:
2009-09-18 - Вереница великоЛЕПНЫХ черепах и стройная девушка в юбке
Версия для слабовидящих

«Да… Да, вы можете, безусловно, можете… Видите…» – просматривая рисунки абитуриентки, говорил на собеседовании пожилой преподаватель Абрамцевского училища Мендель Наумович Хает. Поступающие после художественных школ и студий привезли свои работы в больших папках, на листах ватмана. Ее же достояние укладывалось в несколько альбомов и блокнотов… Многие сверстники смотрели на нее свысока, на экзаменах по рисунку и живописи важничали, что-то благосклонно советовали, усмехаясь в душе: уж эта провинциалка им точно не конкурент. Девушка сдала экзамены на «хорошо» и «отлично», получила высокие баллы и была зачислена не факультет художественной керамики. «Я тогда решила для себя – как вижу, так и буду рисовать. Верила своим глазам, и они меня не подвели… – говорит преподаватель керамики Пущинской детской художественной школы, педагог высшей категории, Почетный работник общего образования России Нина Васильевна ТИТОВА.

Мы беседуем в большом светлом классе. У стен на стеллажах в виде разнообразных глиняных поделок представлено творчество юных пущинцев: фигурки людей, животных, многие из которых воплощают знаки Зодиака, сказочные персонажи, расписные пасхальные яйца, панно, миниатюры… Солидная мудрая сова зорко наблюдает за происходящим, сосредоточенное лицо птицы Феникс как бы олицетворяет собой нелегкое освоение искусства керамики…

Рядом, за столом, ваяет статуэтку девушки гимназистка-пятиклассница Василиса Уграицкая. Она приходит сюда уже четвертый год, ей нравится «хорошая обстановка, можно фантазировать и, главное – тренировка пальцев, это полезно и для игры на аккордеоне…»

- Действительно, - продолжает Нина Васильевна, - если у маленьких детей не развивать пальчики, то они будут плохо работать. Стоит год полепить, и руки становятся совершенно другими. Именно благодаря занятиям с глиной развивается моторика.

Скольких же детей за 14 лет работы в Детской художественной школе обучила Нина Васильевна творить и созидать своими руками, видеть и чувствовать прекрасное… Оказалось, достаточно много, более трех тысяч.

- Первые четыре года мы с детьми добывали глину сами, копали в окрестностях Пущина: в Митинках, Городне, по нижней дороге у Спас-Тешиловского городища. Она грязная – с камнями, песком… Замачивали, размешивали и несколько раз процеживали через сито. Когда осядет, сливали воду, давали неделю отстояться, и только потом использовали. Дети всегда удивлялись – из такой неприглядной глины, получаются прекрасные работы. Сейчас мы покупаем не только готовую глину, но и различные глазури, ангобы – специальные краски для керамики…

В 2003 году от Министерства культуры получили прекрасный подарок – печь и гончарный круг. У нас не стало проблем с качественным обжигом крупных работ, ведь он для керамики просто необходим…

- Нина Васильевна, можно я шприц использую, - спрашивает Василиса.

- Пока не надо, работай руками… Посмотри, какая большая голова у твоей девушки. Сколько раз она должна умещаться в размере фигуре?

- Шесть-семь…

- А у тебя от силы четыре. Перелепи голову, соблюдая пропорции…

В аудиторию входят две старшеклассницы. Знакомимся: Настя Деревянкина и Алена Фонарева – восьмиклассницы из первой школы, восьмой год осваивают керамику. «Нина Васильевна – самая классная, мы приходим сюда, как домой, здесь такая теплая, семейная атмосфера», – делится Алена. Она уже сделала свой выбор – будет дизайнером. В младших классах учительница по рисованию Людмила Николаевна Ремыга заметила одаренную ученицу и посоветовала маме привести ее в художественную школу.

Настя готовится поступать в Серпуховское медучилище, но это совсем не мешает ей «заниматься любимым делом». Девочки выполняют программное задание «Животное в движении», лепят тигра - символ 2010 года.

- Все дети талантливы. Только один ребенок больше трудится, другой – меньше. Ни в коем случае не нужно давить, заставлять, лучше мягко направить, сориентировать, поддержать… Спасибо за это моим родителям, они нам со старшей сестрой никогда не препятствовали в выборе профессии.

«Это тебе гусь передал» - говорил папа маленькой Нине, протягивая небольшой сверток. Девочка разворачивала и находила кусочек хлеба или морковку, а потом подолгу рассматривала отчетливое изображение гуся, выполненное карандашом. Сестра Валя всегда много читала – она, окончив МГУ, стала биологом, а Нина больше любила рассматривать картинки, красивые иллюстрации и рисовать домашних животных, которых видела вокруг.

- Мне везло на талантливых педагогов и мастеров. Я благодарна им за умение, талант, который они щедро передавали своим ученикам. Я многое от них почерпнула. Когда перешла в 5 класс мы жили в шахтерском поселке Юбилейный Пермской области. Моя учительница, Галина Александровна Минеева, увидев мои работы, стала давать мне дополнительные домашние задания. Однажды предложила нарисовать костер цветными карандашами на большом листе. Помню, мне сложно было изобразить переходы цвета горящего пламени, но я справилась, и она меня похвалила.

Дедушка Нины Яков Захарович был егерем, его семья жила в лесу. И папа Нины, будучи школьником, увидел в газете изображение велосипеда, сделал его из дерева. Они с братьями и сестрой катались на нем, правда, только с горки.

- Мой папа - Василий Яковлевич Новожилов, столяр-краснодеревщик от Бога, много лет работал в Институте белка, делал уникальные вещи – от рамок для картин до мебели, такой домик на даче построил – игрушка. В городе его многие знали и относились с уважением. Участник Великой Отечественной войны, папа был скромным и работящим человеком. Никогда не кичился своими заслугами. Жил с мамой Прасковьей Ефграфовной в однокомнатной квартире.

Повзрослев, Нина перешла на портреты, натурами для которых стали домашние, подруги, знакомые. Позже отношение к этому жанру изменилось: «Помимо внешнего сходства важно передавать суть, душу человека…»

В старших классах заинтересовывали статьи в журнале «Юность» о художниках, керамике, выставках… В Третьяковской галерее, куда ездили классом, затаив дыхание, долго любовалась картиной Ивана Шишкина «Дождь в дубовом лесу».

- Создавалось такое впечатление, что от нее исходит настоящая свежесть и прохлада…

Интересовала меня и керамика - сестра часто привозила из Москвы занимательные работы. Особенно запомнились необычные лепные кружки: сидящая на ручке заморская птица с любопытством заглядывала внутрь. Скорее всего, это были скопинские керамические сосуды… После школы я по справочникам для поступающих в вузы выбрала именитое Абрамцевское художественное училище и с первого раза поступила туда. Нам повезло с преподавателем по рисунку и живописи Николаем Павловым, молодым талантливым художником, окончившим Художественный институт им. В.И. Сурикова. Он, для нашего же блага, нагружал по полной программе. В библиотеке, трамвае, на улице в магазине - где бы не находились, мы ежедневно делали по 20-25 карандашных набросков. Перед занятием по рисунку – обязательный разбор и его лаконичные рекомендации: «отлично, плохо, не соблюдены пропорции, нет движения, не скомпонован лист, не выразителен образ…».

- Нин Васильевна! У Вас интервью берут? - появляются четвероклассники из третьей школы. Раз в неделю у них два урока лепки. Классная комната тут же наполняется движением: дети готовят себе рабочие места, берут дощечки, накладывают из ванны глину. Каждый старается взять побольше.

- Сегодня у вас задание – слепить черепашку… - обращается к детям педагог. - Для этого нам необходимо правильно подготовить глину. Как мы это делаем?

- Нужно размять глину с водой, скатать «колбаску» и согнуть – если ломается, значить мало воды, - откликается Настя Толоконникова.

- Верно, начинайте работать.

Переговариваясь, дети заглядывают в Большой атлас «Волшебный мир животных», изучают выполненные ранее работы…

- Василиса, шея у твоей девушки такой же величины, как и талия. Будь внимательна, - замечает педагог.

Нина Новожилова занималась с удовольствием, постоянно находилась в творческом поиске. Она со своей группой часто делала наброски в Москве, Загорской лавре… А какой интересной и насыщенной была практика!

- Первый пленер проходил в Московском ботаническом саду, где мы изображали растения, вырисовывая каждый лепесточек, каждую жилочку. Я использовала коричневую тушь и перо.

Затем пленер в Ленинграде - архитектурный. Зарисовка зданий, старых питерских особняков, кованых решеток Летнего сада, фонтанов, улиц, мостиков через Неву… Такая работа на воздухе, с натуры, очень захватывала нас.

На последних курсах практики студентка осваивала на заводе под Свердловском, местечко Сысерть, подглазурную роспись и работу золотом по фарфору. В Ростове Великом на ювелирной фабрике – расписывала надглазурными красками знаменитую ростовскую финифть. Особая миниатюрная роспись по эмали требует тонкой, кропотливой работы…

- Нин Васильевна, правильно я панцирь слепил? – подходит Дима Гаврилин, руки у него до локтя в глине, белый мазок и на носу. - Поправь стеночки, они должны быть одинаковой толщины.

- Вы и о нас напишете, - интересуется Лиза Парикова. - Мне нравиться ходить на лепку. Вот пластилин плохо смывается с рук, а глина легко.

Ане Липинской нравится техника жгута, «когда «колбаски» склеиваются друг с другом». Она показывает мне свои работы – оригинальные горшочки для кактусов…

Дети периодически подходят за советом к педагогу, и я слышу добрые наставления:

- Почему у твоей черепашки лапки прямые, как столбики, она же ползет…

Где ты видел черепаху с такой изломанной шеей, некрасивый перелом. Исправь…

Вика, умница, повторила, что я объяснила… Вот, Дима, уже интересно…

Свою дипломную работу - набор подарочных чашек - Нина выполняла на Кузяевском фарфоровом заводе под Гжелью. На большой чашке была выполнена роспись пурпуром и золотом со стихами Федора Тютчева: «Я снова здесь в семье родной, \ Мой край, задумчивый и нежный». В числе лучших студенческих работ была представлена на ВДНХ и осталась в музее. Абрамцевское училище Нина Новожилова окончила с красным дипломом.

- Получила распределение на Ростовскую финифть, где проходила преддипломную практику. Хотя меня больше увлекала монументальная керамика, пришлось заниматься миниатюрной росписью ювелирных изделий, шкатулок, церковной утвари, иконок… Но я об этом никогда не пожалела. Техника финифти уникальна, ее основа - тонкий мазок. Впоследствии, работая в Институте микробиологии, я выполняла миниатюрные портреты на эмали, расписывая их кисточками в один волос.

Отработав в Ростове Великом три года по распределению, она вернулась в Пущино и устроилась старшим инженером в Отдел главного архитектора …

- Мы трудились на благоустройство города, выполняли эскизы, проекты детских городков, решеток, фонарей, скамеек и других малых архитектурных форм. По заказу Президиума научного центра изготавливали сувениры с гербом города, разрабатывали сервиз с росписью городских видов…

В перестройку перешла в ИБФМ. Занималась оформлением выставок, стендов к конференциям, симпозиумам, писала портреты ученых на эмали. Мне были созданы все условия. Творчество не любит ограничений, и у меня их не было… Я очень благодарна людям, с которыми работала и продолжаю работать в институте.

В 95-м году тогдашний директор Художественной школы Галина Ивановна Романихина предложила Нине Васильевне обучать детей, и она неожиданно для себя согласилась.

- Мне хорошо запомнился мой первый год работы в школе. Педагогического опыта не было – это трудно. А дети все как один – творческие личности и фантазеры – это интересно. Я начала с того, что показала, как правильно подготовить глину, вылепить и соединить детали, загладить места соединения, как использовать глиняный клей - шликер… Они очень старались, схватывали все на лету. Слепили динозавров, высушили, обожгли в печке, расписали, и у каждого получился шедевр. После участия в выставке в Серпухове Валя Кошкина получила наш первый диплом.

Педагога всегда поражало, как легко дети могли изобразить животное. Оно получалось живое, в движении, в естественной позе.

– Если мне приходится задумываться: откуда идет нога, какая шея, голова, размер, то у них получается само собой… Дети все одаренные, в них вкладываешь много и получаешь достаточно. В этом классе у меня был замечательный мальчик Алеша Цыбров. Ему на первом занятии понравилась фигурка быка, и он просидел пять часов, пока не сотворил подобного… Алеша научился лепить профессионально и стал первым стипендиатом Министерства культуры РФ. В настоящее время он учится в Тульском университете, на факультете дизайна.

Вспоминает Нина Васильевна и Тоню Бабичеву, одну из талантливых учениц, ныне студентку Московского полиграфического института художественно-графического факультета. На областной выставке «Воскресенская радуга» в 2003 году она сотворила такого раскудрявого барана, что получила Гран-при и диплом от главы города.

- А в 2008 году Аня Синельникова на областной выставке за фигурку кабаненка получила диплом и губернаторскую стипендию. В этом же году Женя Некрасова на областном конкурсе «Новые имена Подмосковья» была награждена дипломом и стипендией Министерства культуры. С такими детьми одна радость.

Творческими способностями не обделена и семья Нины Васильевны. Муж Юрий Сергеевич Титов по профессии энергетик, любит поэзию, отдает предпочтение Сергею Есенину. Дочь Наталья собирает искусные композиции из живых цветов и сухоцветов. Младшая Анна обожает конструировать одежду, заниматься ее дизайном. Восьмилетний внук Андрей коллекционирует модели машин, у него их более трехсот. А первые шаги десятимесячной внучки Варвары напоминают виртуозный танец…

Тем временем, дети закончили свои произведения и на столе выстроилась вереница разнокалиберных ползущих черепах с гибкими шеями, в узорных панцирях. Вполне пропорциональной получилась и девушка в пышной юбке у Василисы Уграицкой.

- «Глину смываем в ведре с водой, а только потом под краном… - заканчивает урок Нина Васильевна. – Дома порисуйте своих домашних животных. В следующий раз будем их лепить…

Светлана КОЛЕСНИКОВА
(газета "Пущинская Среда" №720 2009-09-18)

        142290, Московская обл., г. Пущино, мкр. «АБ», д.21а  |  +7(496-7)73-08-98  |  artschool.psn@gmail.com 
         artschool.itaec.ru  | vk.com/artschoolpsn |  МБУДО "ДХШ им. О.Н. Ряшенцева"